МУЗ «Городской центр медицинской профилактики» г.Ставрополя

МУЗ «Городской центр медицинской профилактики» г.Ставрополя

Об организации
  • УСТАВ
  • NEW! Отчет о деятельности организации.
  • Пресс-релиз
Методические материалы МБУЗ «Городской центр медицинской профилактики» СГОО «Бюро проекта «Здоровые города» Новости Консультации Контакты

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ. С.А. Егорова

Главная / ГБУЗ Городской центр медицинской профилактики / Методические материалы / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ. С.А. Егорова

 

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. СТАВРОПОЛЯ

 МУЗ «ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. Г.К. ФИЛИППСКОГО»

С.А. Егорова

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

 для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ

 Ставрополь – 2010

 

 

ББК 615.8

УДК 53.54

          Б43

 

 

 

 

Егорова С. А.

Б43 Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ             

Ставрополь:

Элективный курс «Оценка уровня здоровья» предназначен для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ и предназначен для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья. Курс представляет собой теоретические и практические занятия по основным методикам оценки уровня здоровья. После изучения данного курса учащиеся приобретут компетентность в области оценки функционального состояния различных органов и систем, что позволит им формировать собственную траекторию улучшения здоровья, и осуществлять контроль над собственным здоровьем. Курс рассчитан на 16 часов аудиторных и самостоятельных занятий.

Предлагаемый курс рассказывает о понятиях «здоровье», «болезнь», «норма», целях и задачах оценки уровня здоровья, учит методикам оценки функционального состояния органов и систем и комплексной оценке уровня здоровья.

 

Рецензент:

 

В.П. Лукьяненко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры СГУ     

 

© Егорова С.А., 2010

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биологической эволюции, является биосоциокультурной системой, уникальность которой определяется сочетанием природных, врожденных особенностей индивида и влиянием социальной среды. Только в здоровом человеке все эти составляющие развиты гармонично, что позволяет человеку постоянно самосовершенствоваться. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10 – 11 классов общеобразовательной школы. Представленный элективный курс опирается на знания, полученные школьниками в процессе изучения анатомии, биологии, безопасности жизнедеятельности.

При изучении данного курса школьники узнают что такое «здоровье», «норма», «болезнь», переходные стадии от нормы к болезни.

Цель и задачи курса – научить школьников основам оценки функциональных возможностей своего организма и оценке уровня своего здоровья. Изучить процесс перехода от здоровья к болезни, от нормы к патологии, как следствия постепенного снижения адаптационных возможностей организма, в результате которого возникают и различные пограничные состояния, получившие название донозологических состояний.

По окончании курса учащиеся научаться проводить комплексную оценку уровня здоровья, что позволит им выявить в своем организме слабые звенья и скорректировать свой образ жизни.

Курс рассчитан на 16 часов и требует наличия простого оборудования: ростомер, весы, спирометр, тонометр, кистевой динамометр, секундомер.

 

Сокращения:

 

АД – артериальное давление

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

ЦНС – центральная нервная система

ЧД – частота дыхания

ЧСС – частота сердечных сокращений

мм. рт. ст. – миллиметров ртутного столба

 

ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВЬЕ, НОРМЕ И БОЛЕЗНИ

План занятия:

  1. Изучить понятия «здоровье», «норма», «адаптация», «донозологические состояния», «преморбидные состояния», «болезнь».
  2. Изучить факторы, способствующие развитию болезни.
  3. Ответить на контрольные вопросы.

Время занятия – 2 часа.

Вы когда-нибудь задумывались, что такое здоровье? Бывает ли здоровья много и как его измерить? Есть ли у больного человека запас здоровья или оно заканчивается с началом заболевания? Всегда ли человек, не имеющий заболеваний, имеет высокий уровень здоровья, и, наоборот, у больного человека всегда ли низкий уровень здоровья? Как определить какой уровень здоровья у Вас? И можно ли повлиять на уровень своего здоровья?

Если Вас заинтересовали данные вопросы, или Вы их себе уже задавали, значит, этот курс для Вас. Данный курс – возможность научиться определять свой уровень здоровья, следить за своим здоровьем и постоянно контролировать его «запасы», вовремя их «пополняя».

Так что такое здоровье? Существует много определений понятия «здоровье». Вот некоторые из них.

Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления.

Здоровье (по мнению Всемирной организации здравоохранения) – состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей.

Одной из составляющих здоровья является гармоничное физическое развитие личности.

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений и т.д.

На физическое развитие влияют:

§        наследственность

§        окружающая среда

§        социально-экономические факторы

§        условия труда и быта

§        питание

§        физическая активность

§        занятия спортом.

Четко очерченной границы между нормой и болезнью нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме.

То есть между нормой и болезнью есть какие-то промежуточные стадии, пройдя которые и возникает болезнь, то есть, когда все резервные функции организма исчерпаны (кроме травмы, которая возникает остро и зависит от внешних причин).

Если вовремя заметить эти переходные стадии, то болезнь можно предотвратить. Но как это сделать? К сожалению, основные показатели организма в эти переходные стадии могут не выходить за рамки нормы и заметить изменения в организме обычными методами, применяемыми медиками для обследования человека, не всегда возможно.

Где же выход? Как отличить норму от нарушений? Как предотвратить развитие болезни?

Для начала нужно выяснить, что такое норма.

Есть много определений понятия «норма». В словаре Даля это звучит так:

Норма - понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность).

Социологический словарь дает следующее определение нормы:

Норма – (norm) — стандарт (правило, образец) (от лат. - правило, образец) - англ. norm; нем. Norm. - Мера, образец, средняя величина чего-либо.

Норма относительно здоровья человека трактуется следующим образом:

Норма - есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции.

Непонятно?

Попробуем разобраться.

Во-первых, норма относительно человеческого организма не имеет однозначной величины. Биологическая норма имеет определенные границы. Например, норма пульса у взрослого человека – от 60 до 80 ударов в минуту, норма частоты дыханий – 16 – 18 в минуту, норма артериального давления – от 100/60 мм. ртутного столба до 140/90 мм. ртутного столба и т.д.

Таким образом, норма – это такой показатель, при котором организм человека работает наилучшим образом (т.е. в оптимальном режиме). При этом здоровый организм способен поддерживать нормальные показатели своих функций в различных ситуациях (физическая нагрузка, психоэмоциональные нагрузки, изменение погоды и т.д.). Это свойство организма называется адаптацией.

Адаптация – это способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Эта особенность организма сформировалась в процессе эволюции и помогла (и помогает) живым организмам выжить. Кстати, механизмы адаптации можно тренировать.

Именно адаптация помогает человеку поддерживать функционирование органов и систем в нормальном состоянии и сохранять здоровье в различных стрессовых ситуациях.

 Другими словами, адаптация - это совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Однако если резерв здоровья уменьшается, это приводит к изменению   адаптивных свойств организма, в результате чего возникает первая переходная стадия от здоровья к болезни. При этом функциональные показатели организма остаются еще пока в норме, но механизмы адаптации работают в усиленном режиме, стараясь удержать показатели здоровья на должном уровне. Данная стадия называется донозологическим состоянием (от лат. «ноз» - болезнь).

 Донозологические состояния («до болезни») — состояния, которые характеризуются повышенным функциональным напряжение механизмов адаптации, благодаря которым уровень здоровья удерживается в рамках нормы. Это приводит к повышенному расходованию функциональных резервов организма.

Выявить данное состояние обычным обследованием (сдать анализы, померить давление, сделать ЭКГ и т.д.) нельзя. Человека обычно ничего еще не беспокоит. Здесь помогут определенные тесты для выявления скрытых резервов организма.

Кстати, многие из данных тестов очень просты в применении и не требуют специальных навыков и оборудования.

Если у Вас хватит терпения пройти это курс до конца, то Вы научитесь многим из них.

Донозологическое состояние не может длиться долго. Если не принимать мер по улучшению состояния здоровья (уменьшение стрессовых ситуаций, рациональное питание, здоровый образ жизни, двигательные нагрузки, отказ от вредных привычек и т.д.), резервы адаптации заканчиваются, организму становится все труднее удерживать нормальные функциональные показатели. В результате этого возникает следующая стадия перехода в болезнь – преморбидное состояние («предболезнь», от лат «морбус» - болезнь).

Преморбидные состояния — состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма. То есть, механизмы адаптации не выдерживают повышенной нагрузки на организм. Показатели функций организма находятся на границе нормы или начинают выходить за пределы нормы.

Если в этом состоянии продолжать оставлять свое здоровье без внимания, то происходит срыв адаптации, который характеризуется резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации, в результате чего развивается болезнь.

Необходимо отметить, что снижение адаптационных возможностей организма связано с изменением физиологических функций. Это характеризуется ростом артериального давления, снижением сердечной деятельности. Однако при донозологических состояниях наблюдаемые изменения физиологических показателей, как правило, не выходят за пределы так называемой клинической нормы и поэтому обычно остаются вне поля зрения врачей при проведении диспансерных и профилактических осмотров населения. В результате этого только срыв адаптации с развитием конкретных заболеваний (болезней) становится основанием для проведения лечебных мероприятий.

Болезнь – это разрушение нормального состояния живой системы,  переход ее в новое измененное состояние, в котором показатели органов и систем значительно отклоняются от нормы.

Если в этом состоянии не принимать специальных лечебных мер, болезнь может принять затяжной, хронический характер, а организм в итоге может погибнуть.

Каковы же причины, приводящие к болезни? Их очень много и они различны, но предрасполагающими факторами и пусковыми механизмами могут являться следующие:

1.    Вредные привычки.

2.    Гиподинамия, отсутствие физических нагрузок.

3.    Нарушение режима дня.

4.    Нерациональные физические нагрузки (без учета индивидуальных особенностей человека).

5.    Нерациональное питание

Задача данного цикла - научить Вас оценивать свой уровень здоровья и не допустить снижения адаптивных свойств организма и изменения нормальных его показателей, что поможет Вам предотвратить развитие некоторых заболеваний.

Ответьте на следующие вопросы, чтобы повторить пройденный материал:

1.       Что такое здоровье?

2.       Что такое норма?

3.       Каковы показатели нормального пульса, частоты дыхания и артериального давления?

4.       Что такое донозологическое и премрбидное состояния?

5.       Что такое адаптация?

6.       Что такое болезнь?

7.       Какие вы можете назвать факторы, способствующие развитию болезни?

ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

План занятия:

  1. Изучить понятие «антропометрия»
  2. Изучить основные формулы для вычисления должного веса, роста и окружности груди.
  3. Научиться измерять рост, вес, окружность груди.
  4. Выполнить самостоятельную работу.

Время занятия – 2 час.

Оснащение: ростомер, весы, сантиметровая гибкая лента.

 

Антропометрия (от «антропо» - человек, и «метрия» - мерить) - система измерений человеческого тела и его частей: измерение роста, веса, внешних форм тела (размеров черепа, окружности груди, шеи, плеч, предплечий, бедер, голеней), а также ряда функциональных показателей (жизненной емкости легких, силы мышц и др.).

Рост (длину тела) измеряют обычно ростомером. Измеряемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

Вес тела устанавливают с помощью медицинских весов. Измеряемый становится на середину площадки весов. Взвешивание рекомендуется производить утром, натощак.

Окружность груди измеряют сантиметровой лентой. Накладывают ее на грудную клетку сзади по углу лопаток, спереди — под соском (у женщин под грудью, на IV ребре).

После определения основных антропометрических показателей необходимо выяснить, насколько они отклоняются от нормы, или являются нормальными.

Как это сделать?

Необходимо вычислить долженствующие показатели (т.е. те, которые должны быть). Вычисляются они по различным формулам. Некоторые из них приводим ниже.

Формулы для определения долженствующих антропометрических показателей у детей и подростков

Рост

1.     Рост детей в возрасте до 4 лет = 100 – 8(4 – n), n – возраст в годах

2.     Рост детей старше 4 лет =100 + 6(n – 4), n – возраст в годах.

3.     Рост детей в возрасте от 2 до 15 лет:

·        старше 8 лет рост долженствующий = 130 + 5(n – 8)

·        младше 8 лет рост долженствующий = 130 – 7(8 – n)

где n – возраст в годах

 

Масса тела

1.      Масса тела в возрасте до 5 лет = 19 – 2(5 – n), где n – возраст в годах,

2.      Масса тела в возрасте старше 5 лет = 19 + 3(n – 5), где n – возраст в годах,

3.       Масса тела детей в возрасте от 12 до 15 лет = n х 5 – 20, где n – возраст в годах

Окружность головы

В возрасте от 2 до 15 лет:

1.     Старше 5 лет = 50 + 0,6(n – 5), где n – возраст в годах

2.     Младше 5 лет = 50 – 1(5 – n), где n – возраст в годах

 

Окружность груди

В возрасте от 2 до 15 лет:

1.     Старше 10 лет = 63 + 3(n – 10), где n – возраст в годах

2.     Младше 10 лет = 63 – 1,5(10 – n), где n – возраст в годах

 

Формулы для определения долженствующих антропометрических показателей у взрослых

 

Масса тела

1.     Весо-ростовой индекс = вес (г) / рост (см)

В норме средний показатель – 370 – 400 г на 1 см роста у мужчин, 325 – 375 г на 1 см роста у женщин.

Норма для мальчиков 15 лет – 325 г на 1 см роста, для девочек того же возраста – 318 г на 1 см роста.

 

2.     Формула Брока-Бругша

Нормальная масса тела = рост – 100 (при росте 155 – 165 см)

Нормальная масса тела = рост – 105 (при росте 166 – 175 см)

Нормальная масса тела = рост – 110 (при росте 175 и выше)

 

При этом принимают во внимание, что в возрасте свыше 30 лет масса тела может быть больше у мужчин на 2,5-6 кг, у женщин — на 2,5-5 кг, особенно с учетом объема грудной клетки (узкая, широкая, нормальная).

 

3.      Идеальная масса тела (формула Лоренца)

 

М = Р – (100 – Р – 150 )

                                   4

М – долженствующая масса тела

Р – рост человека, см

4.      Индекс Кеттле (ИК) = масса тела, кг / длина тела, м 2

В норме ИК = 24 – 27

Повышение данного индекса говорит об избыточной массе тела, уменьшение данного индекса – о недостатке массы.

 Развитие грудной клетки

 Индекс пропорциональности грудной клетки (индекс Эрисмана) = обхват грудной клетки в паузе (см) – рост (см) / 2

В норме данный показатель у мужчин равен  + 5,8 см, у женщин = + 3,3 см

Полученная разница, если она равна или выше данных цифр, указывает на хорошее развитие грудной клетки, разница ниже или с отрицательным значением говорит об узкой грудной клетке.

 

Оценка телосложения

Показатель крепости телосложении (Пинье) = рост (см) – (масса тела, кг + окружность груди в фазе выдоха, см).

 

Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения).

Разность меньше 10 – крепкое телосложение

                            10 – 20 – хорошее

                            21 – 25 – среднее

                            26 – 35 – слабое

                            более 36 – очень слабое.

 

Выполните задание.

1.     Измерьте свой рост, вес, окружность грудной клетки в паузе и в фазе выдоха.

2.     Вычислите свой долженствующий рост и вес по представленным выше формулам.

3.     Вычислите свое развитие грудной клетки.

4.     Вычислите свой уровень телосложения.

5.     Сравните свой фактический вес с долженствующим (вычисленным по формулам), вычислите процент превышения или недостатка массы тела.

6.     Если Ваш вес превышает норму, определите степень ожирения. Для этого необходимо высчитать процент превышения массы тела относительно нормы и сравнить со следующими показателями:

 

Степени ожирения:

I степень — масса тела на 15-29 % выше нормальной,

II степень — масса тела на 30-49 % выше нормальной,

III степень — масса тела на 50-100 % выше нормальной,

IV степень — масса тела более 100 % выше нормальной.

 

Необходимо помнить, что ожирение  - это повышение отложение жировой ткани в организме. Чаще всего ожирение возникает при избыточном питании высококалорийной пищей, содержащей большое количество жиров и углеводов, при этом двигательная активность человека резко снижена. Такое ожирение называется первичным, или алиментарным.

Самым эффективным лечением первичного, или алиментарного ожирения является диета и физические упражнения. Без применения этих средств избавиться от лишнего веса не возможно!!!

 Бывает также ожирение, которое возникает при различных заболеваниях желез внутренней секреции и центральной нервной системы. Оно возникает гораздо реже и называется вторичным. Такое ожирение требует специального лечения у врача.

Помни, ожирение – это не просто косметический дефект, это болезнь!

При ожирении возникают заболевания сосудов, сердца, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, дыхательной системы, желез внутренней секреции, суставов и позвоночника. Может нарушаться половая функция.

 

Ответьте на следующие вопросы, чтобы повторить пройденный материал:

1.     Что такое антропометрия?

2.     Какие формулы для вычисления антропометрических показателей вы знаете?

3.     Как вычислить степень ожирения?

4.     Что такое ожирение?

5.     Какие методы наиболее эффективны при ожирении для снижения веса?

 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВОДОВ СТОП

План занятия:

  1. Изучить основные функции стоп.
  2. Изучить понятие «плоскостопие»
  3. Изучить понятие «плантография»
  4. Освоить методику проведения плантографии.
  5. Выполнить самостоятельную работу – выполнить плантографию, определить степень плоскостопия.
  6. Ответить на контрольные вопросы.

Время занятия – 1 час.

Оснащение: лист бумаги, вода, линейка, карандаш.

 

Стопа это орган опоры и передвижения. Важным свойством стопы является амортизация, т.е. смягчение ударов и нагрузок при ходьбе, беге. Амортизирующие свойства стопы осуществляются благодаря особому ее строению.

Вы знаете, что поверхность стопы в норме не ровная, а имеет углубление (выемку) у внутреннего края. Это углубление является продольным сводом стопы. Его высота имеет определенное значение, и он необходим для создания амортизации при ходьбе.

Высота свода зависит от состояния мышц и строения костей стопы. Благодаря сводчатому строению стопы тяжесть тела равномерно распределяется на всю стопу, уменьшаются сотрясения тела при ходьбе, беге, прыжках. Еще одним немаловажным свойством стопы является функция переката, осуществляемая благодаря эластичности мышечно-связочного аппарата стопы и голени, функции голеностопного сустава сводчатому строению стопы.

При снижении высоты продольного свода возникает заболевание, которое называется продольным плоскостопием.

 Различают 3 степени продольного плоскостопия. Самая тяжелая – 3 степень.

Плоскостопие нельзя считать безобидным заболеванием, т.к. оно вызывает быструю утомляемость, тяжесть в ногах, боли в икроножных мышцах и стопе при ходьбе и стоячем положении, боли в коленях, в пояснице, головные боли. Человек с плоскостопием зачастую плохо умеет бегать и прыгать. Девушки не могут долго носить туфли на высоком каблуке из-за сильных болей в стопах.

Как определить состояние продольного свода у себя? Можно ли сделать это самостоятельно?

 Можно и нужно. Тем более, что это достаточно просто.

Существует метод графического определения наличия (или отсутствия) плоскостопия. Этот метод называется плантографией.

Плантография - это получение отпечатка стопы для определения степени плосксостопия, плантограмма – это отпечаток стопы.

Методика определения плоскостопия по плантограмме.

А

Б

В

Необходимо смочить стопу специальной краской, маслом или обычной водой, поставить на лист бумаги, обвести стопу по контуру, после чего убрать стопу с листа и обвести отпечаток внутреннего контура стопы. Полученный отпечаток и будет называться плантограммой.

После этого необходимо провести линию А, соединяющую центр пятки с III межпальцевым промежутком. В норме закрашенная (отпечатавшаяся) часть стопы должна находиться снаружи проведенной линии.

Если отпечаток стопы заходит за линию А, значит имеется плоскостопие и необходимо определить его степень.

Для определения степени плоскостопия проводят касательную линию Б к внутреннему краю стопы, после чего опускают из нее перпендикуляр до пересечения с первой линией. Полученную линию В делят на 3 равные части. При продольном плоскостопии I степени отпечаток плантограммы распространяется на первый отрезок линии В, при II степени – на второй отрезок, при III степени отпечаток занимает все пространство и может доходить до линии Б и даже заходить за нее.

 

Выполните задание.

1.     Выполните отпечаток стопы на бумаге (создайте плантограмму). Для этого смочите стопу водой, поставьте на лист бумаги, уберите стопу с бумаги, полученный «водный» отпечаток обведите карандашом.

2.     Расчертите плантограмму для определения степени плоскостопия.

3.     Определите степень плоскостопия (если есть) по плантограмме.

 

 Ответьте на следующие вопросы, чтобы повторить пройденный материал:

1.     Какие функции стопы вы знаете?

2.     Что такое плантография?

3.     Что такое плантограмма?

4.     Как можно определить степень плоскостопия по плантограмме?

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

План занятия:

  1. Повторить анатомию сердечно-сосудистой системы.
  2. Изучить технику измерения артериального давления.
  3. Изучить технику измерения пульса.
  4. Выполнить измерение АД и пульса.
  5. Изучить технику теста Мартине и теста Рюфье для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы..
  6. Выполнить тесты Мартине и Рюфье. Оценить полученные результаты.
  7. Ответить на контрольные вопросы.

Время занятия – 4 часа.

Оснащение: тонометр, секундомер.

 

Сердце – это полый мышечный орган, «насос» нашего организма, который перекачивает кровь по кровеносным сосудам.

По артериям кровь течет от сердца к органам и тканям, при этом она богата кислородом и называется артериальной. По венам кровь течет к сердцу, при этом она уже отдала каждой клетке организма кислород и забрала из клеток углекислый газ, поэтому эта кровь более темная и называется венозной.

 

 

Рисунок 1. Анатомия сердца.

 

Сердце у человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий (левое и правое) и двух желудочков (левый и правый). Во время сокращения желудочков кровь выбрасывается в кровеносную систему под определенным давлением, которое называется систолическим, потому что фаза сокращения желудочков называется систолой. В норме у здорового взрослого человека систолическое давление равно 100 – 140 мм ртутного столба. Во время систолы предсердия наполняются кровью. После сокращения желудочков наступает фаза их расслабления, которая называется диастолой, при этом сокращаются предсердия и накопившаяся в них ранее кровь перетекает в желудочки. Во время диастолы в кровеносных сосудах поддерживается артериальное давление (АД), которое называется диастолическим, в норме у взрослого здорового человека оно равно 60 – 90 мм ртутного столба.  Таким образом, АД человека состоит из двух величин – систоличесокго и диастолического. Первым записывается систолическое давление (больший показатель), вторым через дробь – диастолическое давление (меньший показатель). АД записывается в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.)

В норме АД у человека от 100/60 мм. рт. ст. до 140/90 мм. рт. ст. При АД ниже, чем 100/60 мм. рт. ст., у человека развивается гипотония, при АД выше, чем 140/90 мм. рт. ст., у человека возникает гипертоническая болезнь. Утром артериальное давление ниже, чем вечером на 5-10 мм рт. ст. Разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым давлением. Резкое падение артериального давления опасно для жизни! Оно сопровождается бледностью, резкой слабостью, потерей сознания. При низком давлении нарушается нормальное течение многих жизненно важных процессов. Так, при падении систолического давления ниже 50 мм рт. ст. происходит прекращение образования мочи, развивается почечная недостаточность.

Сердце является одним из важнейших жизненных органов. От его функции зависит жизнедеятельность всего организма.

В кровеносной системе различают два круга кровообращения – большой, который начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии. Большой круг кровообращения предназначен для транспорта артериальной крови к каждой клетке организма и перекачивания венозной крови к сердцу. Малый круг кровообращения существует для обогащения венозной крови кислородом, который поступает в кровь из легких. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке и, пройдя через легкие и обогатившись кислородом, заканчивается в левом предсердии (рис.)

 

Рисунок 2. Схема кровообращения.

1 – капилляры легких; 2 - легочная артерия; 3 - правое предсердие; 4 - правый желудочек; 5 - печеночная вена; 6 - воротная вена; 7 - кишечная артерия; 8 - капилляры большого круга; 9 - брюшная аорта; 10 - левый желудочек; 11 - левое предсердие; 12 - дуга аорты; 13 – легочная вена; 14 - капилляры головы.

 

Как определить функциональные возможности сердечной мышцы?

Существует много как сложных, так и простых способов и методов для определения функции сердечно-сосудистой системы. Мы сегодня научимся самым распространенным и доступным методам определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

 

Измерение артериального давления.

Как правильно измерить артериальное давление (АД)?

Артериальное давление - давление крови на стенки артерий во время систолы (сокращения сердца) и диастолы (расширения и расслабления сердца). Оно зависит от силы сокращения сердца, притока крови в артериальную систему, сопротивления периферических сосудов, эластичности сосудистых стенок, вязкости крови и многих других факторов.

Метод звукового определения артериального давления основан на регистрации звуковых феноменов, возникающих в артерии при сжатии ее манжеткой и показывающих максимальное и минимальное давление. Этот способ измерения называется методом Короткова. Надо сказать, что этот метод является единственным утвержденным Всемирной Организацией Здравоохранения методом диагностики кровяного давления.

Аппараты, с помощью которых измеряется артериальное давление, получили название тонометров. При их использовании артериальное давление измеряется силой сопротивления пружины, которую показывают стрелки, движущиеся по циферблату с миллиметровыми делениями.

Сегодня широко распространено использование электронных автоматических тонометров.

Методика измерения артериального давления по методу Короткова.

  1. За полчаса до измерения не курить, не пить кофе или крепкий чай.
  2. Необходимо производить измерение после 5-минутного отдыха, в удобном положении, сидя на стуле, опираясь на спинку, с расслабленными и не скрещенными ногами.
  3. Плечо, на которое наложена манжета, должно быть свободно от одежды и находиться на уровне сердца.
  4. Не следует надевать манжету поверх рукава одежды или закатывать рукав, так чтобы он сдавливал руку, так как это приведет к неточности измерения.
  5. Наложите манжету так, чтобы нижний край ее примерно на 2 сантиметра был выше локтевого сгиба, манжета должна плотно облегать плечо, не вызывая при этом неприятных ощущений.
  6. Для получения более стабильных результатов измерения следует проводить на левой руке.
  7. АД нужно измерять не менее 2 раз с интервалом в 3 минуты. После чего вычислить среднюю величину.
  8. В локтевом сгибе находят плечевую артерию и плотно, но без давления прикладывают к ней фонендоскоп.
  9. Давление воздуха в манжете нагнетается быстро и равномерно до уровня, превышающего Ваше предполагаемое систолическое АД на 30 мм рт. ст.
  10.  Затем следует снижать медленно давление в манжете (по 2 мм рт. ст.)
  11.  Мембрану фонендоскопа во время измерения необходимо расположит в локтевой ямке над пульсирующей артерией.
  12.  С появлением первых тонов регистрируется систолическое двление, а с их исчезновением – диастоличсекое АД – по соответствиющим цифрам на шкале стрелочного или ртутного тонометра.

 

Методика измерения пульса.

Самым простым способом измерения пульса является его пальпация  (прощупывание).

Существует несколько способов пальпаторного определения пульса:

1.     На лучевой артерии (наиболее часто применяется),

2.     На сонной артерии,

3.     В области левой половины груди.

В норме пульс у взрослого человека в покое равен 60 – 80 ударов в минуту.

Чтобы прощупать пульс на лучевой артерии, приложите указательный и средний пальцы к руке в области ладонной поверхности лучезапястного сустава у основания I (большого) пальца кисти.

 Легче всего пульс нащупать на сонной артерии, расположенной на шее спереди с двух сторон. При прощупывании пульса на сонной артерии аккуратно дотроньтесь до нее указательным и средним пальцами. Эта артерия расположена по обеим сторонам шеи спереди и кнутри от кивательной мышцы. Не следует сильно нажимать на сонную артерию, так как это может вызвать реакцию рецепторов артерии и резкое сокращение пульса. Сонную артерию прощупывать следует только с одной стороны. Если Вы это делаете с правой стороны, используйте правую руку. Если Вы будете прощупывать правой рукой левую артерию, то можете неосторожно нажать на обе артерии. В результате значение пульса будет неточным: человек вообще может потерять сознание, если Вы создадите препятствие кровотоку в обеих артериях, сильно нажав на них

Кроме того, пульс легко определить, приложив основание ладони к левой стороне груди в верхней точке сердца.

 Не следует измерять пульс только указательным или большим пальцами, так как эти пальцы имеют свой ярко выраженный артериальный пульс,  что может Вас запутать. В результате подсчеты окажутся неверными.

 Точность пульса играет очень важную роль в определении нагрузок. Основные ошибки в определении пульса возникают, когда Вы сбиваетесь со счета, путаете временные рамки, неправильно измеряете пульс.

Для более точных измерений пульс необходимо измерять в течение 1 минуты. Всем известно: чем дольше Вы измеряете пульс, тем точнее результаты. При измерении пульса в течение 60 секунд значение сильно не изменится, если Вы четко не зафиксируете первый удар, удар на 30-й секунде и удар на 60-й секунде. Погрешность составит три удара. Однако при измерении пульса в течение 10 секунд при пропуске этих ударов погрешность уже составит 18 ударов (стандартные единицы измерения пульса – удар в минуту, поэтому при измерении пульса в течение 10 секунд полученные результаты умножают на шесть: 3 (погрешность за 10 с) х 6 = 18).

Сегодня все более распространяется метод расчета пульса с помощью датчиков частоты сердечных сокращений (ЧСС). Кардиомониторы ЧСС являются компьютеризированными электронными цифровыми приборами. Их носят на запястье, как часы, иногда такие мониторы вмонтированы в тренажеры. Прибор постоянно отражает пульс, выдавая каждые несколько секунд новую информацию о нагрузке на организм. Этот способ более предпочтителен по сравнению с пальпацией пульса, так как измерения здесь намного точнее и не требуют определенных навыков. С помощью мониторов легко отслеживать ЧСС во время упражнений и восстановительного периода. В этом случае не надо останавливаться или замедлять движения, чтобы измерить пульс, - с помощью датчика пульс измеряется намного точнее, чем путем пальпации.

 

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ее реакция на физическую нагрузку.

Тест Марине.

В положение сидя определяется пульс за 10 секунд и артериальное давление. С манжетой на руке выполняется 20 глубоких приседаний за 30 секунд. После выполненной нагрузки обследуемый сразу садится, после чего измеряется пульс и АД на 1, 2 и 3 минутах после нагрузки. При этом в первые 10 сек измеряется пульс, последующие 50 сек - артериальное давление. На второй и третьей минутах повторяется измерение.

В норме сразу после нагрузки происходит учащение пульса на 60-80% от исходного, повышение систолического давления на 10-30 мм.рт.ст., диастолическое изменяется незначительно. В норме ЧСС и АД возвращаются к исходным параметрам, которые были до нагрузки через 3 минуты.

 

Тест Рюффье.

В покое измеряют пульс в положении сидя в течение 1 минуты – получают значение Р1.

Затем выполняют 30 глубоких приседаний в течение 30 сек, сразу после нагрузки измеряют пульс стоя в течение 1 минуты - получают значение Р2,.

Через 1 мин отдыха в третий раз измеряют пульс в течение 1 минуты – получают значение Р3.

После теста производят следующие вычисления, позволяющие определить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку:

 

Индекс Рюффье = (Р1 + Р2 + Р3) - 200

                                                                               10

Полученные результаты оценивают следующим образом:

 

Индекс Рюффье < 0 – отлично

Индекс Рюффье = 1 – 5 – хорошо

Индекс Рюффье = 6 – 10 – удовлетворительно

Индекс Рюффье = 11 – 15 - слабо

Индекс Рюффье > 15 – неудовлетворительно

 

Выполните задание.

1.   Посчитайте пульс тремя способами – на лучевой артерии, на сонной артерии, в проекции сердца. Выберите для себя наиболее удобный способ.

2.   Выполните измерение артериального давления.

3.   Выполните тест Мартине, оцените полученные результаты.

4.   Выполните тест Рюффье, оцените полученные результаты.

 

Если у Вас получились неудовлетворительные результаты тестов, это серьезный повод обратиться к врачу и задуматься о том, насколько Вы ведете правильный образ жизни.

Попробуйте провести тесты Рюффье и Мартине другу, старшему брату (сестре) и др., сравните полученные результаты со своими. Попробуйте сделать выводы.

Необходимо помнить, что состояние сердечно-сосудистой системы напрямую зависит от количества физической нагрузки, которую ты себе даешь.

Если у Вас получились не утешительные результаты, то ответьте себе на вопросы:

1.     Как часто я хожу на уроки физической культуры?

2.     Хожу ли я вообще на уроки физической культуры или я освобожден(а) от них?

3.     Занимаюсь ли я дополнительно каким-либо видом спорта или физическими нагрузками?

4.     Делаю ли я утреннюю зарядку?

5.     Правильно ли я питаюсь?

6.     Люблю ли я кататься на велосипеде, коньках, роликах? Как часто я это делаю?

7.     Умею ли я плавать?

Ответив честно на эти вопросы, вы поймете, что нужно изменить в своей жизни.

Помните: ваше здоровье только в ваших руках!

Надо сказать, что по-настоящему серьезных причин, являющихся основанием для освобождения от уроков физической культуры очень мало, и все они, как правило, вынуждают ребенка сидеть дома и получать индивидуальное обучение. Если ты ходишь в школу и в состоянии осваивать школьную программу, ты должен заниматься и физическим воспитанием в том числе! Другое дело, если у тебя есть какое-то заболевание, то программа твоего физического воспитания должна быть особой, индивидуальной, но физическая нагрузка тебе необходима (!).

 

 Ответьте на следующие вопросы, чтобы повторить пройденный материал:

  1. Сколько камер имеет сердце у человека?
  2. Сколько кругов кровообращения у человека? Для чего они нужны?
  3. Опиши технику измерения артериального давления.
  4. Опиши технику измерения пульса.
  5. Опиши технику выполнения и назначение тестов Мартине и Рюфье.

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

План занятия:

  1. Повторить анатомию дыхательной системы.
  2. Изучить методику подсчета частоты дыхательных движений.
  3. Изучить методику измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
  4. Изучить методику проведения пробы Штанге и Генчи.
  5. Выполнить подсчет частоты дыхательных движений, подсчитать ЖЕЛ, Выполнить пробы Штанге и Генчи. Оценить полученные результаты.
  6. Ответить на контрольные вопросы.

Время занятия – 2 часа.

Оснащение: спирометр, секундомер.

 

Дыхательная система обеспечивает необходимый для поддержания жизни газообмен, а также функционирует как голосовой аппарат. В состав дыхательной системы входит (рис. 3): полость носа, гортань, трахея, бронхи,  легкие. Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. Транспорт газов и других необходимых организму веществ осуществляется с помощью кровеносной системы. Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. Жизнь без кислорода для человека не возможна. Обмен кислорода и углекислого газа между организмом и окружающей средой называется дыханием.

Дыхание – это единый процесс, состоящий из 3 звеньев:

1.   Внешнее дыхание – газообмен между внешней средой и кровью легочных капилляров.

2.   Перенос газов (с помощью гемоглобина крови).

3.   Внутреннее тканевое дыхание – газообмен между кровью и клеткой, в результате чего клетки потребляют кислород и выделяют углекислый газ.

 

 

 

Рисунок 3. Дыхательная система человека

(вверху - разрез полости носа, рта и гортани): 1 - носовая полость; 2 - ротовая полость; 3 - гортань; 4 - трахея; 5 – левый главный бронх; 6 - левое легкое; 7 - правое легкое; 8 - сегментарные бронхи; 9 – правые легочные артерии; 10 - правые легочные вены; 11 - правый главный бронх; 12 - глотка; 13 -носоглоточный ход.

 

 

 

 

 

 

 

Для определения функции дыхательной системы существует много методик, с некоторыми из которых мы сегодня познакомимся.

 

Методика определения частоты дыхательных движений (ЧДД)

В зависимости от преимущественного участия в дыхательных движениях грудной клетки или живота различают грудной тип дыхания (в основном у женщин), брюшной (у мужчин) и смешанный.

 Чтобы определить частоту дыхательных движений, руку кладут на грудь (при грудном типе дыхания) или на живот (при брюшном типе дыхания). Подсчитывают число вдохов за 1 минуту.

В норме у человека в покое 16 – 20 дыханий в минуту. У тренированных спортсменов ЧДД в покое может быть ниже – до 12 дыханий в минуту.

Во время нагрузки, при волнении ЧДД увеличивается.

 

Методика определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ)

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, которое может человек выдохнуть после полного глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Измеряется она прибором -  спирометром (от лат. spiro - дую - дышу и метрия - измерение).

 Для этого надо 2 - 3 раза вдохнуть и выдохнуть, а затем сделать глубокий вдох и, взяв в рот мундштук трубки спирометра, равномерно выдохнуть в него воздух до отказа. Воздух не должен выходить между губами и через нос, для чего следует зажать нос свободной рукой. Исследование проводится 2—3 раза и записывается наибольший результат.

Величина жизненной емкости легких у мужчин в норме определяется из расчета 60 миллилитров на 1 килограмм веса у не занимающихся спортом и 65 миллилитров и больше у спортсменов, а у женщин соответственно 50 и 55 миллилитров. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и тренированности. ЖЕЛ составляет в среднем у женщин 2,5 - 4 л, а у мужчин - 3,5 - 5 л.Считается, что чем выше рост, тем больше жизненная емкость легких. У пловцов, бегунов жизненная емкость легких достигает б—7 литров и более. Систематические занятия спортом способствуют развитию дыхательной мускулатуры, расширению грудной клетки — увеличивают жизненную емкость легких, у хорошо тренированных спортсменов она достигает 8 л.

Как быстро увеличивается жизненная емкость легких при занятиях спортом?

 Например, уже через 6—7 месяцев после начала занятий плаванием или легкой атлетикой жизненная емкость легких у юных спортсменов становится больше на 300-600 см3.

 Абсолютные значения ЖЕЛ мало показательны из-за индивидуальных колебаний. При оценке состояния обследуемого рекомендуется рассчитывать «должные» величины.

Расчет должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) в литрах

 

ДЖЕЛ для мужчин = 5, 2xР - 0, 029xВ - 3,2

ДЖЕЛ для женщин = 4, 9xР - 0, 019xВ - 3, 76

ДЖЕЛ для девочек от 4 до 17 лет при росте от 1,0 до 1, 5 м = 3, 75xР - 3, 15

ДЖЕЛ для мальчиков от 4 до 17 лет при росте до 1, 65 м = 4, 53xР - 3, 9,

ДЖЕЛ для мальчиков от 4 до 17 лет а при росте выше 1,65 м = 10xР - 12,85.

 

Р – рост в метрах, В – возраст в годах.

 

ЖЕЛ считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ.

 

Методика проведения пробы Штанге

Проба Штанге – измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот закрыт, нос зажат пальцами. Здоровые взрослые задерживают дыхание на 40 – 50 сек, спортсмены – до 5 минут, спортсменки – от 1,5 мин, до 2,5 мин.

 

Методика проведения пробы Генчи

Проба Генчи – после неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. При этом рот закрыт, нос зажат пальцами. У здоровых взрослых людей время задержки дыхания составляет 25 – 30 сек. Спортсмены способны задержать дыхание на 60 – 90 сек.

 

Выполните задание.

1.      Посчитайте частоту дыхательных движений. Сравните с нормой, сделайте выводы.

2.      Посчитаете свою ДЖЕЛ. Выполните измерение фактической ЖЕЛ, сравните полученные результаты. Сделайте выводы.

3.      Проведите пробу Штанге, оцените полученные результаты.

4.      Проведите пробу Генчи, оцените полученные результаты.

 

Если у Вас получились результаты измерений ниже нормы, это может быть поводом обратиться к врачу и задуматься о том, как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями.

Необходимо помнить, что состояние дыхательной системы также как и сердечно-сосудистой напрямую зависит от физических нагрузок.

Проанализируйте свой образ жизни и задумайтесь, не пора ли заняться своим физическим воспитанием. Начни с ежедневной ходьбы в быстром темпе (100 – 120 шагов в минуту), затем добавь плавание, бег, ролики, езду на велосипеде.

Помните: ваше здоровье только в ваших руках!

 

 Ответьте на следующие вопросы, чтобы повторить пройденный материал:

  1. Из каких частей состоит дыхательная система?
  2. Для чего человеку нужны легкие?
  3. Сколько этапов дыхания ты знаешь?
  4. Как измерить ЧДД и ЖЕЛ?
  5. Сколько в норме у человека ЧДД и ЖЕЛ?
  6. Как провести пробы Штанге и Генчи?

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ

План занятия:

  1. Повторить анатомию нервной системы.
  2. Изучить методику проведения пробы Ромберга, пальценосовой пробы.
  3. Изучить методику проведения теппинг-теста.
  4. Изучить методику проведения кистевой динамометрии.
  5. Выполнить пробу Ромберга, пальценосовую пробу, темпинг-тест, определить силу мышц кисти. Оценить полученные результаты.
  6. Ответить на контрольные вопросы.

Время занятия – 3 часа.

Оснащение: динамометр, часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

 

Нервная система человека подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервные корешки, узлы, сплетения, черепные и спинномозговые нервы). Она играет главную роль в согласованной деятельности организма. Основными функциями нервной системы являются проведение импульсов и организация деятельности различных систем организма. Центральная нервная система (ЦНС) — это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, обеспечивающих восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватного взаимодействия организма и изменений окружающей среды, координации оптимальной работы органов, их систем и организма в целом.

 

Оценка функционального состояния нервной системы.

Методика выполнения пробы Ромберга

Пробу Ромберга выполнить не сложно, она позволяет выявить нарушение равновесия в положении стоя. Проба проводится в виде 4 тестов:

1. Первый тест. Необходимо встать прямо, ноги вместе, руки вытянуть вперед, пальцы развести в стороны, глаза закрыть.

Оценка теста: тест считается выполненным «очень хорошо», если тебе удалось сохранить равновесие в течение 15 сек, при этом не было пошатывания тела, рук и век. «Удовлетворительно» - если тебе удалось сохранить равновесие в течение 15 сек, но при этом было дрожание или пошатывание тела, рук и век. Тест не пройден, оценка «неудовлетворительно» - если в течение 15 сек. равновесие было нарушено.

Если тебе удалось хорошо пройти данное испытание, т.е. выполнить пробу Ромберга в первом тесте, можно перейти к испытаниям в усложненных вариантах.

2. Второй тест. Встать прямо, ноги расположить на одной линии (т.е. пятку одной ноги приставить к носку другой ноги), руки вытянуть вперед, пальцы развести, глаза закрыть. Необходимо также удержать данную позу в течение 15 сек. Оценка теста проводится, как описано выше.

Если тебе удалось хорошо пройти данный тест, то можно перейти к следующему испытанию.

3. Третий тест. Встать на одну ногу, вторую согнуть в коленном и тазобедренном суставе и  поднять, руки вытянуть вперед, пальцы развести, глаза закрыть. Необходимо удержать данную позу в течение 15 сек. Оценка теста проводится, как описано выше.

Если тебе удалось хорошо пройти и данный тест, то можно перейти к последнему испытанию на определение равновесия:

4. Четвертый тест. Встать в позу «ласточки» с закрытыми глазами и попытаться удержать равновесие в течение 15 сек. Оценка пробы проводится так же, как в первом испытании.

В норме здоровый человек должен выполнить первый тест пробы Ромберга на оценку «Очень хорошо». Второй, третий и четвертый тесты хорошо выполняют спортсмены, занимающиеся акробатикой, спортивной гимнастикой, прыжками на батуте, фигурным катанием и др.

Проба Ромберга широко применяется при отборе спортсменов для занятий данными видами спорта.

Если первый тест пробы Ромберга не удается выполнить без нарушений, необходимо обратиться к врачу, что бы вовремя пройти обследование.

 

Методика выполнения пальценосовой пробы.

Данная проба очень проста и применяемся для определения координации движений.

Для ее выполнения необходимо стать прямо, закрыть глаза, руки вытянуть вперед и дотронуться указательным пальцем до кончика носа с закрытыми глазами сначала одной, потом другой рукой. В норме должно быть точное опадание пальцем в кончик носа без промахивания и лишних движений.

Если данную пробу не удается выполнить без нарушений, необходимо обратиться к врачу, что бы вовремя пройти обследование.

Хочешь узнать свою работоспособность? Тогда следующий тест для тебя.

 

 

Методика проведения теппинг-теста

Теппинг-тест (от англ. tap - постукивать), - одна из распространенных проб, направленная на исследование работоспособности, измерение скоростных характеристик. При выполнении теппинг-теста от испытуемого требуется выполнять постукивание в максимально возможном или удобном для него темпе.

Необходимо:

1.          Заранее на бумаге начертить 6 квадратов - два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров.

2.          Пронумеровать квадраты, как показано на рисунке:

1

 

 

2

3

4

 

 

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

3.          При выполнении теста квадраты заполнять в порядке, пронумерованном цифрами от 1 к 6.

4.          При выполнении теста не облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

5.          На заполнение каждого квадрата отводится по 5 секунд.

Методика выполнения теппинг-теста: сесть перед расчерченным листом бумаги. По команде учителя надо будет начать стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде «Дальше». Начинать работу (стучать) необходимо по команде «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом, по команде «Дальше!» переходить к следующему квадрату. Ваша задача поставить в квадрате как можно больше точек.

После теста подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

Оценка работоспособности по предложенному тесту:

Для удобства оценки проведенного теста напротив номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем поставлено.

Полученные результаты могут быть условно разделены на 5 типов, характеризующих различные варианты работоспособности:

1. Сильный тип. Темп (количество точек) нарастает от 1 квадрата ко 2 и/или 3, а затем постепенно снижается.

2. Средний тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, не увеличиваясь и не уменьшаясь, а затем постепенно снижается.

3. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. Однако разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая).

4. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента деятельности и остается сниженным до конца работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек.

Обработка результатов по общему количеству точек в квадратах для детей 12—15 лет

24 точки и меньше — медленный темп работы.

25-30 точек — нормальный средний темп работы.

30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Этот тест используют в игровых видах спорта, акробатике, фехтовании.

 

Методика определения сила мышц кисти

Чтобы узнать силу кисти, применяют кистевой динамометр. Измерение сгибательной силы кисти называется кистевой динамометрией.

Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр.

Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат.

В норме средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35 - 50 кг, у женщин - 25 - 33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5 - 10 кг меньше.

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу (т.е. ту величину, которую показал динамометр), так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Относительная сила выражается в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела:

 

Сила (%) = (сила кисти, кг / масса тела, кг) х 100

 

Динамометрия правой (у правшей) руки в норме в среднем составляет 65 – 80 % массы тела у мужчин и 48 – 50 % у женщин.

 

Выполните задание.

1.   Выполните пробу Ромберга. Оцените результаты.

2.   Выполните пальценосовую робу, сравните полученные результаты с нормой.

3.   Оцените свою работоспособность по теппинг-тесту.

4.   Выполните динамометрию правой и левой кисти. Сравните полученные результаты с долженствующими.

 

 Ответьте на следующие вопросы, чтобы повторить пройденный материал:

  1. Из каких частей состоит нервная система, какие функции она выполняет?
  2. Какими тестами можно оценить функцию нервной системы?
  3. Как выполнить пробу Ромберга? Для чего она проводится?
  4. Что такое пальценосовая проба? Для чего она проводится?
  5. Как правильно проводить динамометрию кисти? Сколько в норме должна быть сила кисти у мужчин и у женщин?
  6. Как определить работоспособность с помощью теппинг-теста?

 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ

План занятия:

  1. Изучить методику комплексной оценки уровня здоровья по Апанасенко.
  2. Провести комплексную оценку уровня здоровья по Апанасенко.
  3. Ответить на контрольные вопросы.

Время занятия – 2 час.

Оснащение: ростомер, весы, тонометр, спирометр, динамометр, тонометр, секундомер.

 

В течение предыдущих занятий Вы научились оценивать функцию органов и систем. Но некоторые вопросы, заданные нами на первом занятии, остались пока без ответа. Напомним их: бывает ли здоровья много и как его измерить? Есть ли у больного человека запас здоровья или оно заканчивается с началом заболевания? Всегда ли человек, не имеющий заболеваний, имеет высокий уровень здоровья, и, наоборот, у больного человека всегда ли низкий уровень здоровья? Как определить свой уровень здоровья? И можно ли повлиять на уровень своего здоровья? Ответ на последний вопрос наиболее важен, т.к. каждый человек в ответе за уровень своего здоровья.

Сегодня Вам предоставляется возможность изучить методику определения уровня здоровья, опробовать ее на себе, друзьях, родных и близких, и самим ответить на поставленные вопросы. Уверены, что полученные результаты и найденные ответы Вас могут сильно удивить.

Окажется, что и у больного человека может быть неплохой запас здоровья, а у внешне здорового человека (или который себя таковым считает) вдруг окажется низкий уровень здоровья. И это еще не все интересные находки, которые могут Вас поджидать, если Вы всерьез займетесь изучением уровня здоровья.

Итак, сегодня мы изучим методику комплексной бальной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко (1993) на основании следующих первичных данных, измерять которые Вы уже умеете: рост, вес, жизненная емкость легких, пульс, динамометрия кисти, уровень систолического давления и время восстановления пульса после пробы (20 приседаний за 30 сек.).

Если Вы посещали все предыдущие занятия и выполняли все предлагаемые измерения, то для определения уровня своего здоровья у Вас имеются все необходимые данные. Остается только произвести необходимые вычисления. 

Если же по каким-либо причинам Вам не удалось посетить все предыдущие занятия, или Вы не записали данные некоторых измерений, то Вам их придется повторить.

Уровень здоровья мы будем оценивать в баллах. Каждому результату, полученному при соответствующих измерениях (они указаны в таб.1) будет присваиваться балл (тоже по таб. 1). В конце всех измерений полученные баллы необходимо сложить и получить общий балл своего здоровья. По таб. 1 необходимо выяснить какому уровню здоровья соответствуют Ваши показатели. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по следующей градации: 1) низкий уровень здоровья, 2) уровень здоровья ниже среднего, 3) средний уровень здоровья, 4) уровень здоровья выше среднего, 5) высокий уровень здоровья.

 Оценка отдельных параметров (в баллах) покажет слабые стороны Вашего организма и поможет их устранить: нормализовать вес, увеличить силу, жизненную емкость легких, функцию сердечно-сосдистой системы и т. д.

 Кроме того, если даже 1 раз в месяц в течение года проводить подобную оценку своего состояния, то можно будет выявлять и свои «зоны риска» - зоны снижения функциональных возможностей организма в годовом цикле.

 

Таблица № 1

Комплексная оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко

 

Показатели

Функциональные уровни

I

низкий

II

ниже среднего

III

средний

IV

выше среднего

V

высокий

1.

Масса тела (г/см)

      Рост

М

Ж

Баллы

 

 

501

451

-2

 

 

451-500

401-450

-1

 

 

401-450

375-400

0

 

 

375-400

351-400

-

 

 

375

350

-

2.

     ЖЕЛ     (мл/кг)

        Масса тела

М

Ж

Баллы

 

 

50

40

0

 

 

51-55

41-45

1

 

 

56-60

46-50

2

 

 

61-65

51-57

4

 

 

66

57

5

3.

ЧССхСД

    100

М

Ж

Баллы

 

 

111

111

-2

 

 

95-110

95-110

0

 

 

85-94

85-94

2

 

 

70-84

70-84

3

 

 

69

69

4

4.

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (мин, с)

М

 

Ж

 
Баллы

 

 

 

3 мин

 

3 мин

 

-2

 

 

 

2-3 мин

 

2-3 мин

 

1

 

 

 

1 м 30 с. - 1 м 59 с.

1м 30 с. -1 м 59 с.

3

 

 

 

1 мин-

1 м 29 с.

1 мин –

1 м 29 с.

5

 

 

 

59 сек.

 

59 сек.

 

7

5.

Динамометрия кисти х 100

        Масса тела

М

Ж

Баллы

 

 

60

40

0

 

 

61-65

41-50

1

 

 

66-70

51-55

2

 

 

71-80

56-60

3

 

 

81

61

4

 

Общая оценка (сумма баллов)

4

5-9

10-13

14-15

17-21

 

М- мужчины; Ж – женщины; мин., м – минуты; сек., с. - секунды

Выполните задание.

Итак, работаем по таблице.

Расчет первого показателя: массу тела в граммах делим на рост в см. Полученную цифру сравниваем с табличными данными и находим балл, которому она соответствует, полученный балл записываем.

Расчет второго показателя: жизненную емкость легких (ЖЕЛ) в мл делим на массу тела в килограммах. Полученную цифру сравниваем с табличными данными и находим балл, которому она соответствует, полученный балл записываем.

Расчет третьего показателя: частоту сердечных сокращений (ЧСС) умножаем на систолическое давление (СД) и делим на 100. Полученную цифру сравниваем с табличными данными и находим балл, которому она соответствует, полученный балл записываем.

Расчет четвертого показателя: измерьте свой пульс за 10 сек. в состоянии покоя, запомните. Затем выполните 20 приседаний в течение 30 сек. Сразу после приседаний начните считать свой пульс каждые 10 сек. до восстановления исходного пульса. Время, через которое пульс восстановится до первоначальной величины, сравните с табличными данными и найдите балл, которому оно соответствует, полученный балл запишите.

Расчет пятого показателя: показатель динамометрии кисти в кг. делим на массу тела в кг., умножаем на 100. Полученную цифру сравниваем с табличными данными и находим балл, которому она соответствует, полученный балл записываем.

Подсчет общего балла. Складываем все пять баллов, полученных при описанных выше измерениях, получаем общий балл, сравниваем его с табличным значением и узнаем свой уровень здоровья.

По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что IV и V уровни здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровитель­ными тренировками (в основном бегом). Безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий от­сутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождает­ся прогрессирующим ростом числа заболеваний и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, гра­ничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие кли­нических проявлений болезни еще не свидетельствует о нали­чии стабильного здоровья. Средний уровень здоровья может расцениваться как критический. Дальнейшее его снижение уже ведет к клиническому проявлению заболеваний.

Итак, если Вы получили показатель уровня своего здоровья ниже 14 баллов, Вам есть о чем задуматься. И ответ на самый последний вопрос, который мы с Вами себе задавали - можно ли повлиять на уровень своего здоровья?- становится очевиден – Да, можно!

На течение заболевания человек не всегда может повлиять сам, для этого нужны усилия квалифицированных врачей. Но на многие функциональные показатели организма, отвечающие за общий уровень здоровья, человек может и должен влиять самостоятельно! Снизить избыточную массу тела, увеличить ЖЕЛ, силу кисти, улучшить функцию сердечно-сосудистой системы человек может только сам. Никакие волшебные лекарства здесь не помогут. Для этого необходимо регулярно, на протяжении всей жизни, заниматься физическими упражнениями.

С одной стороны, все очень просто, а с другой стороны, регулярные занятия физическими упражнениями требуют определенного усилия воли. Но тренировка силы воли зависит только от тебя, не так ли?

Для начала начни посещать уроки физической культуры, затем выбери для себя наиболее интересную форму физического воспитания (это может быть плавание, бег, езда на велосипеде, ролики, занятия в тренажерном зале, занятия аэробикой, шейпингом, пилатесом, йогой и др.). Ведь занятия физическими упражнениями должны приносить удовольствие, иначе эффект будет не достаточный! Помни: заниматься необходимо не реже 3 раз в неделю, и тогда уже через полгода изменения тебя приятно удивят. И, конечно, не забудь о необходимости отказаться от вредных привычек и подумай о здоровом питании.

 

Ответьте на следующие вопросы, чтобы повторить пройденный материал:

  1. Что такое здоровье, норма, болезнь?
  2. Как определить уровень здоровья по Апанасенко?
  3. Из каких параметров складывается оценка уровня здоровья по Апанасенко?
  4. Какой уровень здоровья (в баллах) считается безопасным?
  5. Можно ли влиять на свой уровень здоровья? Если да, то какими способами?

 

 

Литература для дополнительного изучения.

1.    Быков И.В.Гигиена физической культуры и спорта / Учебник. - Издательство: СпецЛит, 2010 – 192 с.

2.    Вайнер Э.Н. Валеология. – М.: «Наука», 2001.

3.    Менхин А. В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика / Учеб. пособие. - М.: «Физическая культура», 2007. - 160 с.

4.    Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. - Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008 - 320 с ил.

5.    Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 – 445 с.

Предметный указатель

 

 


 

Адаптация...................................................................................................................................... 6

Антропометрия.............................................................................................................................. 8

Артериальное давление.............................................................................................................. 14

Болезнь........................................................................................................................................... 7

В норме АД у человека................................................................................................................ 14

Донозологические состояния....................................................................................................... 6

Здоровье......................................................................................................................................... 4

Измерение артериального давления.......................................................................................... 15

Комплексная оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко.................................................... 28

Методика выполнения пальценосовой пробы......................................................................... 24

Методика выполнения пробы Ромберга................................................................................... 23

Методика измерения пульса....................................................................................................... 16

Методика определения жизненной емкости легких................................................................ 21

Методика определения сила мышц кисти................................................................................. 26

Методика определения частоты дыхательных движений (ЧДД)........................................... 21

Методика проведения теппинг-теста........................................................................................ 25

Норма.............................................................................................................................................. 5

Ожирение..................................................................................................................................... 10

Плантография............................................................................................................................... 12

Преморбидные состояния............................................................................................................. 7

Проба Генчи................................................................................................................................. 22

Проба Штанге............................................................................................................................... 22

Степени ожирения...................................................................................................................... 10

Схема кровообращения............................................................................................................... 15

Тест Марине................................................................................................................................. 18

Тест Рюффье................................................................................................................................. 18

Формулы для определения долженствующих антропометрических показателей у

взрослых......................................................................................................................................... 9

Формулы для определения долженствующих антропометрических показателей у детей и подростков     8

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВЬЕ, НОРМЕ И БОЛЕЗНИ.. 4

ИССЛЕДОВАНИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.. 8

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВОДОВ СТОП.. 11

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ... 13

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ... 20

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ    23

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ.. 27

Литература для дополнительного изучения. 31

Предметный указатель. 31

Новости

В рамках проекта «Здоровые города без табака» начала свою работу горячая линия по вопросам соблюдения Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ. 17 ноября 2014

В рамках проекта «Здоровые города без табака» начала свою работу горячая линия по вопросам соблюдения Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Опубликован итоговый отчет по проекту 03 октября 2014

Опубликован итоговый отчет по проекту "Конституция – мой, твой, наш Закон!»

Архив новостей
E-mail: , © 2014 ООО «ЗОР-ДА»
Разработка сайта — Слимарт